Шрифт
  • А
  • А
  • А
Фон
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Закрыть

Участники проекта «Учись! Качай! Вещай!» ДТДиМ провели учебную пресс-конференцию

Участники Школы радио проекта ДТДиМ «Учись! Качай! Вещай!»  провели учебную пресс-конференцию с педагогом Юлием Сергеевичем Буркиным. Ребята расспросили его о  творческом пути в качестве писателя и музыканта.

Публикуем 

 

София, Гимназия №29: Скажите, в каком жанре вы предпочитаете писать?

Ю.Б.: Девушка, я насколько понимаю, Вы совершенно не готовы к беседе. Вы должны были зайти в интернет, посмотреть, и поэтому я с вами разговаривать не буду. Шучу! (все смеются) Вот так вам ответят на самом деле.

Я с 12-и лет увлёкся музыкой The Beatles. И до сих пор они остаются моей самой любимой группой. Из-за этого мои друзья часто шутят: «Юлий, ты пишешь песни, которые Битлз не успели написать». Так что больше всего я опираюсь на рок. Я пишу на русском и из русского рока я больше всего люблю Бориса Гребенщикова, ну и Земфиру, Океан Ельзи… и где-то в этой среде я и пишу, как мне кажется.

Арина, Гимназия №29: Вы учились в музыкальном училище, расскажите, на какой специальности Вы учились и что это Вам в целом дало?

Ю.Б.: Значит, я окончил школу и пошел в музыкальное училище на оркестровое отделение, класс фагот. Представляете себе, что такое фагот? Это огромная деревянная труба с очень большим диапазоном от очень низкого звучания до очень высокого. Если вы знаете такой инструмент, как гобой, то это, в общем-то, отпиленный кусок фагота.

Я проучился в училище год. Но такая получилась ерунда…  В Северске был оркестр и там был ансамбль, «Звёздочка» он назывался. Там пятеро ребят играли то, что называется сейчас рок группой, но раньше это называлось ВИА.

Мы поступили в музыкальное училище втроем, три друга, и у нас был свой ансамбль. Вот, а когда пришёл дяденька с Северска и сказал: «Ребята, а хотите идти в армию не куда-нибудь далеко, а пойти в Северск в музыкальный оркестр и играть там в «Звёздочке»?» то мы, конечно, очень обрадовались. Два года заниматься тем же, чем занимаемся здесь, играть в своей группе и это будет числиться, как армия. Ещё и неподалёку от дома. Мы, конечно, согласились, поэтому написали заявление о том, что отсрочку (которую, между прочим, даёт музыкальное училище) мы получать не хотим, оформили все документы, но потом произошла какая-то путаница, нас забрали в армию, по разным сторонам развезли…

 Я служил в батальоне связи, никакого отношения к музыке не имел и за эти два года понял, что не хочу дальше заниматься в музыкальном училище, потому что это классика, совершенно другое, отличное от того, что я люблю. Таким образом, для меня музыка всё-таки стала хобби. Но я продолжал писать песни, продолжал, когда вернулся, играть в каких-то ансамблях, рок группах и т.д. А на фаготе я уже не занимался, и осталась гитара.

 Я ответил на вопрос?

Арина: Да, спасибо.

Ю.Б.: Даже слишком по-моему. Есть еще вопросы? Слушаю Вас!

Андрей: Можете порекомендовать 3 книги, которые надо обязательно прочитать в жизни?

Ю.Б.: В жизни? (вздыхает) Это мало очень…

Андрей: Ну, одну главную можете выделить?

Ю.Б.: Вы знаете… У меня, как ни странно, дома очень мало книг. Вот у отца была огромная библиотека, она прямо занимала стену. Но сейчас это просто бессмысленно, ведь всё можно скачать с интернета бесплатно и платно. А хранить книги, которые я уже прочитал и никогда больше не буду читать, тоже не вижу смысла. На самом деле я это говорю для того, чтобы вспомнить. Я думаю пока…  Вот, храню я только те книги, которые я намерен когда-нибудь перечитать и которые я, время от времени, перечитываю. И эти книги как раз и являются теми, которые я бы посоветовал другим.

Это небольшой такой шкаф, полочки четыре примерно. Книг там, наверно, штук пятьдесят, поэтому выделить три книги очень трудно. Но я бы всё-таки посоветовал Сэлинджера «Над пропастью во ржи». И книгу, которую вы изучаете, но скорее всего на внеклассном чтении, «Мастер и Маргарита».

 И я бы очень порекомендовал всё-таки не книгу, а авторов. Несколько книг Бориса и Аркадия Стругацких. Такие книги, как: «Малыш», «Пикник на обочине», «Обитаемый остров». Если вы будете читать « », то вы прямо почувствуете как тридцать или сорок лет назад написано всё, что сейчас происходит в нашем мире. Это очень интересно. Вот, какие там ещё… «За миллиард лет до конца света», «Трудно быть Богом». Ну, вот, пять я назвал. Я считаю, что Стругацких читать совершенно необходимо и мне очень жаль, что их сейчас очень плохо знают.

Ну, что касается «Мастера и Маргариты»… Можно я вам скажу, что я ещё веду литературную мастерскую в университете на филфаке. У нас есть отделение, и туда приходят ребята, которые хотят заниматься литературой. Считают, что они будут писателями. Это, конечно, сложно сказать, будут или нет… И вот иногда я вспоминаю то, что им говорю.

 Про «Мастера и Маргариту» и почему я считаю, что её не нужно давать в школе. Я считаю, что её нужно давать позже. Вы её читали? Кто читал? (девушка Нина, которая читала, поднимает руку) Ты?

Нина: Да.

Ю.Б.: Кто ещё? (никто не поднимает рук) Как тебе книга?

Нина: Мне понравилась, интересная.

Ю.Б.: Хорошо. Теперь скажу одну вещь, про которую ты наверно не знаешь и не подумала.

Дело в том, что «Мастер и Маргарита», если ты помнишь, состоит из двух основных сюжетов. Это история Мастера и Маргариты и история Иешуа. То есть Иисуса Христа, грубо говоря. А теперь вспомни, кто рассказывает историю про Иешуа?

Нина: (неуверенно) Рассказчик.

Ю.Б.: Нет. Рассказчик рассказывает про Мастера и Маргариту, а про Иешуа рассказывает Воланд. А кто такой Воланд?

Нина: Сатана.

Ю.Б.: Сатана. Это дьявол. То есть история Иисуса Христа рассказана дьяволом. И первоначально название книги «Мастер и Маргарита» у Булгакова было такое: «Евангелие от Сатаны». Есть Евангелие от Луки, Евангелие от Матфея, т.е. одну и ту же историю рассказывают разные люди. А вот как эту историю подаёт Сатана?

 Эта история о том, как хотел бы Сатана, чтобы мы знали историю Иисуса. И если этого не учитывать, то «Мастер и Маргарита» очень плохая книга. Очень страшная и опасная книга, если забывать об этом. Всегда надо помнить, что это немножечко враньё от Сатаны. Он хочет, чтобы мы так думали. Вот если мы это будем помнить, то книга вообще невероятно талантливая. Это великая книга. Но Сатана обязательно лжёт. (смеется) Вот такой момент.

Арина:  Я хотела спросить, Вы говорили, что после армии пошли в ТГУ на журфак. Как вы вообще туда пошли, не против ли были ваши родители?

Ю.Б.: Ты что? Да они сказали, мол, «Ты что с ума сошёл?! Журналисты - это же такой позор. В семье журналисты!» Нет конечно. Дело было очень просто.

Я пришёл из армии и в тот момент у меня не было даже мысли получать высшее образование. Как-то в армии я пришёл к выводу, что просто нужно работать, содержать себя. Армия вообще вбивает в голову правильные мысли.

Но летом я повстречал отца своей одноклассницы и когда я ему об этом рассказал, он ответил: «Юлий, ты что, с ума сошёл? Жить в Томске и не иметь высшего образования? Люди специально сюда приезжают, у нас здесь каждый шестой – студент. У тебя такие возможности!» А у меня, к тому же, отец был университетским преподавателем. Ну я пришёл домой и говорю, мол, я всё-таки буду поступать в университет.

На что? В аттестате у меня была круглая троечка. У вас это называется ЕГЭ, так вот, если бы это было ЕГЭ, то называлось бы это «я его не сдал».  Но у нас были льготы. Тем, кто отслужил в армии, сильно занижали балл. То есть проходной балл был намного ниже и, наверное…нет, точно только благодаря этому я и поступил.

И я стал думать «Что же я знаю вообще?». Химию я не знаю, физику я не знаю, математику я не знаю, кстати, химию не только не знаю, я терпеть её не могу! Я люблю читать книги.

 Я действительно любил читать книги с детства. И в армии я уже предполагал, что если и буду поступать, то на филфак. Я служил на Узле Связи, в ночные дежурства и был телефонистом. Ночью ты сидишь, делать абсолютно нечего. Звонков поступает 5-6 за ночь, но дежурить ты должен. Что делать то, чтоб не заснуть? Читать книжки! Я брал в нашей армейской библиотеке пачки книг, просто приносил и читал, читал… И так два года. Вот, поэтому-то я и решил, что пойду на филфак.

 А филфак – это факультет, где люди занимаются литературой, изучают литературу. Но само понятие «филолог» мне показалось… каким-то скучным. Кто такой филолог?.. А вот журналист как-то звучит. Я понятия не имел, что такое журналистика и поступил совершенно «от фонаря» если честно. Вот! Я очень длинно говорил, но, если честно «Как вы поступили на журналиста?»… да от фонаря! Решил, что больше ничего не надо, больше ничего не умею, больше ничего не знаю, пойду-ка я в журналисты. О том, что это такое, я понятия толком не имел. И мне очень повезло, что когда я окончил университет в 85-м году, началась так называемая перестройка.

 Она как раз началась в 85-м году. Когда я учился, я уже стал понимать, что это такое. Какой-то пресс, партийный пресс… это идеологическая такая штука, что слова живого нельзя сказать. И я думал «Да зачем я сюда вообще влез?». Но, как раз, когда я окончил университет, всё это снялось и можно было писать что угодно, как угодно, и работать стало невероятно интересно. Я очень любил свою работу, до определённого срока…

Так, слушаю.

Роман: Что за событие случилось, из-за которого вы перебрались в Алма-Ату?

Ю.Б.: Развёлся с женой. Событие было очень простое. Это называется «по семейным обстоятельствам». Произошёл развод, не хотелось постоянно встречаться, негатива… Чтобы это всё улеглось, захотелось куда-нибудь уехать на какое-то время. Я уехал, через год вернулся,  когда уже всё устаканилось.

Роман: Но когда вы вернулись, вы же встречали её?

Ю.Б.: Да и сейчас встречаю. Всё в порядке. Я даже уточню, что у нас есть двое сыновей, и детей этих воспитывал после развода я. То есть я её отпустил, остался отцом-одиночкой и воспитал детей. Если это интересно. (смеется)

Артём: Какие из ваших произведений будут полезны для подростков?

Ю.Б.: Боюсь, что они будут вредны! Шучу, конечно.

Не знаю насчёт пользы, а вот насчёт того, что вы прочтёте с интересом, я бы вам порекомендовал мою самую любимую книгу из своих:  «Осколки неба, или подлинная история The Beatles».

И даже если вас не интересует эта группа, дело в том, что это так же, как вы бы не интересовались историей Франции, но «Три мушкетёра» читать всё равно интересно. И здесь то же самое. Если вас даже не интересует эта группа, книжка, я уверен, вас увлечёт.

 Но это довольно странно, что я рекомендую именно её, хотя она не моя совсем. Она написана в соавторстве с Константином Фадеевым, но несмотря на это, я считаю её самой удачной и с удовольствием иногда перечитываю куски. Ведь обычно я возьму свою книжку в руки, посмотрю на неё, и я как бы помню всё, оно осталось в голове. А та книга, именно потому, что написана была в соавторстве, будто не моя, это как будто что-то другое, совсем не я написал. Мы вдвоём написали что-то такое, что непохоже ни на меня, ни на него.

И мне этот автор очень нравится. Я с большим удовольствием могу открыть какой-нибудь кусок, читать и думать «Блин, ну классно всё-таки! Смешно».

Вот, «Осколки неба или подлинная история The Beatles». А самая популярная книжка у меня тоже написана в соавторстве, но с Сергеем Лукьяненко. Называется «Остров Русь».

 Сергей Лукьяненко знакомая фамилия? (спрашивает у зала) Незнакомая. Ну вот, может знаете фильм был «Ночной дозор».  «Ночной дозор», «Дневной дозор»… Это для больших поклонников фантастики. В российской фантастике это сейчас автор номер один. Наряду с Перумовым, кого бы ещё вспомнить… В общем, есть несколько авторов самых популярных, и один из них Сергей Лукьяненко. И именно потому, что это имя уже знаковое, эта книжка большими тиражами печаталась, она самая известная. Поэтому, когда любителю фантастики называют мою фамилию, он сразу ассоциирует её с этой книгой. Хотя я считаю, что не она самая лучшая, а вот «Осколки неба…» лучше. Всё!

Девушка из зала: Ещё хотела спросить, в каком жанре вам нравится больше всего писать рассказы?

Ю.Б.: Ну, вот знаете, есть понятие вид. Фантастика – это вид литературы. А жанры это ведь что… Это рассказ, повесть, роман, эпопея. Не знаю, наверное…

Девушка из зала: Как получится?

Ю.Б.: Да, как получиться. Совершенно верно. Более того, и книги то появляются все совершенно по-разному. И хотя у меня очень много книг издано и переиздано. Есть у меня такая повесть «Бабочка и Василиск» и у неё было 13 переизданий, в том числе во Франции и в Польше. И каждый раз деньги платят, что приятно! (смеётся)

Но несмотря на это я считаю себя непрофессиональным писателем, считаю себя всё равно любителем, потому что у меня нет метода. Я не знаю как пишутся книги, не знаю как начать следующую книгу и почему. Вот сейчас я уже года четыре ничего не писал. У меня не появляется желание. Оно ни с того ни с сего появляется. И оно должно прийти с ощущением, мол, если ты это не сделаешь, то этого никто не сделает, потому что это что-то гениальное.

А я знаю профессиональных писателей, и я очень хорошо к ним отношусь. Они пишут книгу, уже заканчивают эту книгу, они начинают следующую и пишут её тем же методом, каким и предыдущую. Как видите, я часто в соавторстве пишу, мне интересно с другим человеком работать. И причем, мне не интересно работать с одним и тем же, мне интересно попробовать с другим соавтором. И со своими книгами точно так же. Они совершенно разные, ничем не похожие друг на друга.

И это плохо! Для меня плохо. Так то я считаю, что это хорошо. А для издателя плохо, потому что он не знает в какую серию тебя запихать. Только если в специальную серию под тебя. Но это уж слишком круто.  Поэтому я не могу ответить на этот вопрос.

Анастасия: Вы говорили, что написали уже несколько книг в виде фантастики. Суть вопроса: что вас сподвигло на написание этих книг?

Ю.Б.: Ой, вы представляете, это не несколько, это с десяток, наверное, книг. Если я начну про каждую рассказывать… Повторю, они же все разные. Я сейчас приведу два примера. Этого будет достаточно для того, чтобы вы поняли, насколько это всё может быть по-разному.

Один пример: вот эта вот книжка, которая здесь лежит. (речь идёт про книгу «Цветы на нашем пепле») Я в Москве зашёл к своему знакомому художнику-иллюстратору, и он мне показал картинку. На этой картинке была девушка такая миловидная, у неё были крылья, и она была с автоматом в руке. Я сказал: «Слушай, Сева, это же смотри какая штука! Тут и эротика, это ещё и боевая такая штука. Об этом же надо прямо сейчас писать книгу». Он говорит: «Ну так ты пиши!». Но я сказал, мол, а ну его… Это же не люди, как о них писать то? Не. И всё.

 А когда я в поезде ехал домой, мне вдруг в голову пришёл сюжет такой, я подумал, что сойдет на маленький рассказ. На маленький рассказ о некоем будущем, в котором люди уже погубили себя, их уже нет на Земле. Но был в своё время создан банк эмбрионов. Значит, летают спутники над Землёй и следят за тем, что происходит на Земле с природой. И когда на Земле природа снова станет такой, что люди на ней выживут, то тогда эти эмбрионы должны включиться, начать расти. Появятся снова люди, и информационный банк будет их учить речи, культуре и так далее.

Всё это было сделано. Но вдруг это всё погибнет? Вдруг что-то случится? И поэтому был создан ещё один маленький дополнительный банк, уже с помощью генной хирургии. Причём этого ничего в книге нет. Это я рассказываю вам то, что держится в голове. С помощью генной хирургии был создан вид существ, которые наполовину насекомые, наполовину люди. Они намного более живучие, маленького ростика. Ну, раз уже сделали таких существ, почему бы им и крылья не пришлёпать?  Так и случилось. Банк эмбрионов погиб, а появились на свет эти маленькие существа полулюди-полубабочки, которые при этом разумные. Но у них нет никакого бэкграунда, их никто ничему не научил, они не знают, откуда они появились, они построили свою цивилизацию сами. Столетиями строилась она. Но потом они пытаются выяснить, откуда они взялись. Сама история об экспедиции, которая движется к тому банку эмбрионов, но они даже не знают, что это банк эмбрионов. У них есть только какая-то легенда.

Я хотел написать маленький рассказик, но так увлёкся, что написал довольно-таки обширную повесть. И она у меня вышла в журнале, было куча положительных отзывов, мне стало интересно, и я написал продолжение. Потом ещё продолжение, и ещё продолжение… Получилось четыре части и вот они сложились в окончательную книжку. Вот так появилась эта книга. С картинки, в общем-то, довольно-таки пошлой.

А вот эта книга (имеется в виду «Бриллиантовый дождь») появилась с того, что у меня в журнале заказали рассказ про умный дом. Вот умный дом знаете что такое, да? Зашёл, сказал «свет» и свет включился. И он тут же определил температуру по твоему настроению.

В общем, меня попросили написать рассказ про умный дом. Я стал писать этот рассказ на заказ в журнал и я подумал о том, что дом может быть настолько умным, что он совсем как человек. И у некоего персонажа этот дом начал глючить, а чтобы он не глючил надо сделать апгрейд. Сделать апгрейд сильно дорого, а как сделать, чтобы дом не глючил и дёшево? И тут ему один посоветовал ,мол, есть одна штука хакерская, мы её запустим и дом будет нормально работать. Эта хакерская штука работает как алкоголь. То есть она как стимулятор.Значит, он платит небольшие деньги этому хакеру за то, что его дом пользуется этой штукой. А дом начинает пить. И в конце концов дом становится алкоголиком. Он начинает со своим хозяином конфликтовать и так далее.

Я написал такой рассказ, мне стало это интересно, мне понравились персонажи. Они мне понравились и следующий рассказ я написал уже на совершенно другую тему с этими же персонажами. И в итоге десяток рассказов и сложился такой роман из рассказов. Вот, видите, это совершенно другое. Всё всегда по-разному. Я слишком много говорю, правда? Но у меня такая задача сегодня.

Анна:  Я хочу спросить, что вообще происходит в голове у человека, пишущего фантастику? Как приходят идеи для этих сюжетов? Ведь, иногда читаешь книгу и хочется просто спросить автора «Как это можно было придумать?».

Ю.Б.: Так и хочется спросить автора: «Ты вообще нормальный?» (смеется) Нет, это просто определённый навык. Лично у меня это всё началось просто с большого-большого желания. Я читал много книг, я очень любил фантастику и мне захотелось попробовать себя в этом. Я упёрто придумывал сюжет, придумал, записал его, план составил. Написал повесть. Повесть была слабенькая совсем, и я даже тогда понимал, что она слабая вообще, но тогда я её всё равно послал в несколько мест. И в одном месте (это был журнал «Техника молодёжи») мне написали: «Уважаемый Юлий Сергеевич, мы прочитали вашу повесть. Повесть очень слабая, и мы её, конечно, публиковать не будем. Но мы заметили, что у вас есть некоторый потенциал. Не хотите ли вы приехать на семинар молодых писателей фантастов в город Дубулты» И я подумал, зачем я туда поеду?.. Но в конце концов мне же оплачивают туда и обратно дорогу, съезжу в Юрмалу, я там не был никогда. И поехал.

Приехал туда, познакомился с десятком интереснейших людей, с Борисом Натановичем Стругацким и другими писателями. Я стал видеть какие они интересные, мне стало завидно. И я стал понимать какой я болван! А ещё там были люди такие же, как и я, которые только начали писать. Я видел что они пишут и у меня сложился круг общения. А это очень важно. Если ты хочешь заниматься какой-то творческой деятельностью, то нужно не в себе закрываться, а общаться с себе подобными. Особенно хорошо, когда это дружеское общение. И в следующий раз мне захотелось приехать не с той ерундой, с которой приехал сейчас. Я понял, что мне сделали огромный аванс, пригласив сюда.

И вот я корпел над повестью, и моя задача состояла в том, чтобы это было ни на что не похоже, чтобы это было всё-таки интересно. Я тогда написал повесть «Бабочка и василиск», её 13 раз переиздавали и я до сих пор считаю, что она хорошая.

Это только желание. Нет ничего особенного. Более того, я как-то с психологом проходил тестирование и оно мне показало, что уровень фантазии у меня ровно средненький. Знаете, когда уровень фантазии зашкаливает, то становятся не писателями-фантастами, а контактёрами… Короче, сумасшедшими. Фантасты, как правило не верят во что-то сверхъестественное, всё это мы можем сами придумать ещё лучше, чем нам об этом рассказывают какие-то контактёры. Фантасты, как правило, очень здравомыслящие люди.

Поэтому, это только желание. А вот про Жюль Верна, например, считали, что он многое предвосхитил, а он вообще ничего не изобрёл. Он занимался тем, что приходил в библиотеку и смотрел самую новую научную информацию. И он находил там, допустим, что начали строить лодку, которая могла бы плавать под водой и из этого сразу стал строить сюжет. А люди думают, что он изобрёл подводную лодку. Ничего подобного! Он просто дал немножко дальше. Всё.

Роман: Что сподвигло вас написать «Пятна грозы»? И какова была ваша реакция, когда она стала лучшей публикацией года?

Ю.Б.: Сейчас расскажу. Смотрите, «Пятна грозы» - это небольшая такая новелла. Давайте я расскажу небольшую историю, чтобы было интереснее. Как я своим студентам рассказываю про эту ситуацию. Они задают вопрос: «Как написать хороший фантастический рассказ?» Я говорю, что я не могу на это ответить, я расскажу, как я написал первый в своей жизни хороший рассказ.

Дело было так. Я написал большой роман, потом я его перечитал внимательно и понял, что роман очень плохой. Но первая глава, в которой я как бы создавал мир, где дальше пойдут действия, мне нравилась. Я взял, отрезал весь этот роман, несколько эпизодов удачных оттуда взял, перетащил в эту первую главу и так оставил. И на этот рассказ, когда я отправил его в 30 журналов, мне пришло 29 отрицательных лицензий, но они все были разные. То, что в одной хвалили, в другой ругали. Когда я прочитал первую лицензию, я подумал «Всё правильно, я полный идиот», когда вторую прочитал, подумал, что как-то странно. И где-то на десятой лицензии они уже перестали для меня существовать. А в место последней лицензии пришло письмо, где было написано: «Уважаемый Юлий, мы прочитали вашу новеллу «Пятна грозы». Это очень странный текст, но чем-то он нам нравится. Пожалуй, мы его опубликуем».

  И через некоторое время в журнале «Парус» вышла эта новелла. И в конце года там, по читательскому опросу, эта публикация была признана лучшей среди художественной литературы. Меня это, конечно, очень обрадовало. Но самая смешная история была другая. Меня пригласили на фестиваль фантастики, а у меня была одна та публикация. А там был один американский, довольно известный на тот момент писатель-фантаст. Мы сидели на банкете за одним столом. И он так, из вежливости у меня спросил (рядом сидел переводчик): «А вы тоже писатель?». Я отвечаю ,мол, да, но пока что у меня опубликован только один рассказ. Он спрашивает: «А каким тиражом?». А журнал «Парус» выходил тиражом миллион экземпляров. Я ему отвечаю: «Миллион экземпляров». А он встал и сказал: « За Великого русского писателя!» Меня это так поразило, а для него это было что - то недостижимое. Из-за того, что просто не было других тиражей, он решил, что я великий писатель.

Поэтому я говорю свои студентам, что я не могу объяснить как написать рассказ. Я могу предложить написать роман, а потом оставить только первую главу, и выйдет хороший рассказ. В этом что-то есть.

Ульяна: Какой момент в вашей профессиональной деятельности самый значимый, который оказал наибольшее влияние?

Ю.Б.: Я уже рассказал. Это первая поездка в Дубулты и знакомство с действующими писателями, в том числе Борисом Стругацким и другими людьми, которые занимаются тем же самым в других городах.

 

 Подготовила Анна Скубиёва