В новостях о нашем математическом кружке стали появляться заголовки о перечневых олимпиадах. Мы решили подробно рассказать о том, что это такое, зачем в них нужно участвовать и что поможет при подготовке.
ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕЧНЕВАЯ ОЛИМПИАДА?
Перед каждым учебным годом Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утверждает перечень самых значимых олимпиад по математике и другим предметам. Наличие диплома победителя или призера таких олимпиад для одиннадцатиклассников может давать некоторые льготы при поступлении в вуз.
КАКИЕ ПЕРЕЧНЕВЫЕ ОЛИМПИАДЫ БЫВАЮТ?
По охвату и уровню сложности все олимпиады разделены по уровням: чем шире география, чем больше участников и выше сложность заданий на заключительном этапе, тем больше награда. Все перечневые олимпиады разделены на 3 уровня:
На самом деле, каждое высшее учебное учреждение само принимает окончательное решение о льготах для победителей и призеров олимпиад из перечня (эту информацию можно найти на страницах приемной комиссии интересующего вуза).
❗ Важно, что диплом победителя или призера необходимо подтвердить 75-ю баллами по профильному ЕГЭ.
КАК ПРОХОДЯТ ТАКИЕ ОЛИМПИАДЫ?
Перечневые олимпиады должны проходить минимум в два этапа: отборочный и заключительный.
Отборочный этап проводят как очно, так и дистанционно. Форматы выбираются разные: где-то просят подключиться к личному кабинету участника и выполнить задание за ограниченное время, а где-то дают несколько дней на решение и загрузку ответов, иногда нужно загружать скан или фото своего решения.
Заключительный этап обязательно очный. В этом учебном году в связи со сложной эпидемиологической обстановкой некоторые заключительные этапы проходят дистанционно, но с обязательным применением системы видеонаблюдения за участниками (системы прокторинга). Задания заключительного этапа несколько сложнее отборочных и требуют уникальных знаний и умений правильно формулировать свои мысли.
Еще проводятся апелляции, награждение победителей и призеров.
КАК ВЫБИРАЮТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ?
Обычно перед перечневыми олимпиадами ставят такие условия:
- В финал попадут не больше 45% от начального количества участников
- Призеров и победителей в заключительном этапе не больше 25% от числа участников заключительного этапа
- Победителей может быть не больше 8% от количества участников заключительного этапа
Список участников ранжируют по убыванию набранных баллов, и в дело включается магия математики. Жюри варьирует «окно баллов», нужное для победы, чтобы победителей не было слишком много или слишком мало. В итоге льготу при поступлении получат максимум 11% (45%*25%) от начального количества участников.
ЧТО ПОМОЖЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО МАТЕМАТИКЕ?
(Из статьи «Дар или навык? Что такое математические способности и как их развить»)
Математические способности – это умение построить новые модели, не повторяющие стандартные алгоритмы, которым научили в школе. На базе таких маленьких открытий и строятся наука и технологии. Именно поэтому математика позволяет находить способных детей.
Способности – это фундамент. Чтобы подняться на несколько ступенек вверх, нужно усердно работать.
Пожалуй, нужно искренне любить предмет и любить соревноваться. Нужно уметь воспринимать состязания не как конкурс, где тебе придется преодолевать невероятные сложности, а как удовольствие от того, что ты встретишься с интересными задачами и попробуешь их решить. Самостоятельно психологическую устойчивость развивать сложно. Для этого важна среда. Кроме того, регулярные занятия и педагог помогут раскрыть способности и стать лучше.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ НА ОЛИМПИАДАХ
Многие начинающие олимпиадники делают ошибки из-за того, что не продумывают решение глубоко. Чаще всего это происходит из-за невнимательности и игнорирования части условий. Поэтому важно, как банально бы это ни было, детально читать условия задач и использовать в решении все обозначенные параметры.
В решении геометрических задач чаще всего встречаются логические ошибки, когда то, что надо доказать, каким-то образом встраивается в логику решения. Пример: нужно доказать равенство углов. Школьник отталкивается от фразы «так как эти углы равны», решает задачу и попадает в логическую ловушку, делая некорректные выводы.
Распространенная ошибка в алгебре и комбинаторике – длинное решение с полным перебором вместо короткого. Решение методом перебора – нормальный подход, но, если пропускается какой-то случай, решение может не засчитаться, потому что именно в этом случае и было верное решение.
Источники:
Сайт Российского совета олимпиад школьников
Сайт Образовательного форума
Статья на сайте «Сириуса»