Направленность программы
Общая: художественная общеразвивающая.
Возраст участников: младшие, средние и старшие школьники.
Образовательные результаты:
- Готовность детей и подростков к освоению норм культуры и поведения в концертном зале. - Интерес к классической и народной музыке.
- Овладение знаниями, умениями и навыками организаторов, слушателей и участников концертных программ.
- Приобретение навыков коммуникативного общения, совместных коллективных действий в общественно-полезной и социально-значимой деятельности.
Социальные эффекты:
- Действующая система приобщения к музыке через организацию общественно-полезной деятельности участников творческих коллективов учреждений дополнительного образования и учреждений культуры г. Томска.
- Реализация условий для самовыражения и самореализации в социально-значимой деятельности.
- Успешная интеграция ребенка в мир социальных отношений.
- Пропаганда детского самодеятельного и профессионального художественного творчества, творческих коллективов самодеятельных и профессиональных музыкантов Томска.
Основные проекты и программы:
«Войди в мир музыки» - программа для знакомства с лучшими образцами мировой художественной культуры, жанрами, стилями музыки. Цель - создание условий для проявления социальной групповой активности для успешной самореализации в социально- полезной деятельности, участие в деятельности по приобщению к музыкальной и художественной культуре. Формирование культуры взаимодействия с окружающим миром, выработка и развитие адекватного поведения, обеспечивающего активное восприятие музыкальных произведений.
Задачи - развитие интереса к музыке, формирование культуры слушателя, развитие эмоциональной отзывчивости, знакомство с музыкальными жанрами, инструментами, творчеством композиторов, народной музыкой.
Целевая группа – учащиеся 1- 3 классов. Срок обучения 3 года.
«Звуки времени» - программа для знакомства с лучшими образцами мировой художественной культуры, жанрами, стилями музыки.
Цель - создание условий для проявления социальной групповой активности для успешной самореализации в социально одобряемой деятельности, участие в деятельности по приобщению к музыкальной и художественной культуре. Формирование культуры взаимодействия с окружающим миром, выработка и развитие адекватного поведения, обеспечивающего активное восприятие музыкальных произведений.
Задачи – Формирование культуры слушателя, знакомство с музыкальными стилями, Западно-Европейской и Русской музыкальной культурой 15-19 веков, национальными композиторскими школами.
Целевая группа – учащиеся 5-8 классов. Срок обучения 2 года.
«Классика и современность» - программа для знакомства подростков с лучшими образцами мировой художественной культуры, жанрами, стилями музыки.
Задачи – формирования понятия о культуре слушателя, знакомство с основными жанрами современной эстрадной, классической и народной музыки; знакомство с музыкальными инструментами.
Целевая группа – учащиеся 4-7 классов. Срок обучения 1 год.
«Мы играем, сочиняем и поём». Цель - организация активной, осознанной, социально полезной деятельности по пропаганде художественного творчества среди детей и подростков, обеспечение творческими номерами концертно-познавательных программ Городской детской филармонии. Задачи - накопление исполнительского опыта, знакомство с исполнительскими особенностями и спецификой музыки народов разных стран, расширение знаний о музыкально – сценических жанрах: опера, балет, оперетта.
Целевая группа – участники детских и молодёжных творческих коллективов в возрасте от 7 до 18 лет.
«За кулисами». Детский актив и организационный центр программы. Группы формируются по личному желанию ребят из числа учащихся музыкально-хоровой школы-студии «Мелодия», хоровой студии "Глория", литературно-художественного театра "Глагол". Участники образовательного блока становятся ведущими концертно-познавательных программ филармонии. С целью овладения организаторскими навыками и умениями создаются творческая мастерская «Школа ведущего».
Цель - создание условий для проявления социальной групповой активности для успешной самореализации в социально полезной деятельности, участие в деятельности по приобщению к музыкальной и художественной культуре. Формирование культуры взаимодействия со зрительской аудиторией.
Целевая группа – воспитанники коллективов Дворца творчества детей и молодежи.
Самые яркие традиционные события в течение учебного года в рамках программы
«Концертно-познавательные программы» - цикл программ, объединённых единой тематикой в течение всего учебного года. «Войди в мир музыки» - тема первого года обучения одноименного образовательного блока. Программы проводятся 1 раз в четверть. В этом году в рамках образовательного блока "Войди в мир музыки" проводятся программы: "Все краски музыки", "И музыка, и слово", "На театральных подмостках", "Идём в кино". В течение года младшие школьники познакомятся с инструментами симфонического оркестра, с жанрами вокальной музыки, спецификой музыкального театра и музыкой с экрана. На концертных программах филармонии слушатели знакомятся с различными исполнителями. Перед ними выступают самые юные участники, которые делают свои первые шаги в музыке, воспитанники коллективов Дворца творчества детей и молодежи: хореографической школы-студии "Фуэте", школы-студии народного танца "Русские забавы", вокальной студии "Подсолнухи", хоровой студии мальчиков и юношей "Глория", музыкально-хоровой школы-студии "Мелодия", литературно-художественного театра "Глагол"; студенты губернского колледжа социально-культурных технологий и инноваций, музыкального колледжа им. Э. Денисова, Института искусств и культуры ТГУ, артисты томских театров, филармонии, учащиеся городских школ искусств №1, 3, 5, Домов детского творчества "Синяя птица", "Луч", Центра сибирского фольклора; известные в Томске коллективы: арт-проект "Васильев вечер", театр поэзии и музыки "Ренессанс".
«Музыкальный лекторий» - цикл занятий, дополняющих концертно-познавательные программы. Занятия включают в себя беседы о музыке в сочетании со слайд-презентацией и видеофрагментами, а так же конкурсы по теме. В течение учебного года состоятся следующие занятия Лектория: «Творим музыку сами» (для младших школьников), «Музыка в театре» (для учеников средних классов).
«Золотая нота» - конкурс для участников образовательного блока «Мы играем, сочиняем и поём». Каждый слушатель программы одновременно является членом жюри. По окончании программы он заполняет лист рейтингового голосования, где отмечает три самых запомнившихся номера программы, творческие коллективы. По итогам программы заполняется рейтинговый лист участников программы. Победители - творческие коллективы, отдельные номера определяются на финальной программе года.
«Самый творческий класс» - конкурс, участники которого – классы-команды – выполняют различные творческие задания в течение всего учебного года: «Музыка в красках» (иллюстрации к музыкальным произведениям, к программам ГДФ), «Любимые песни» (разучивание народных песен), «Танец» (разучивание и исполнение старинного танца), «Кроссворд», конкурс слайд-презентаций.
«Мои музыкальные впечатления» - конкурс проводится для всех слушателей Городской Детской Филармонии. Участники присылают на сайт Дворца творчества или приносят свои работы (рисунки, сочинения о музыке, которую они услышали на концертах Городской Детской Филармонии, телевидении и т.д.). Ребята очень любят принимать участие в таких конкурсах.
Партнеры, заинтересованные в совместной деятельности по реализации программы
Департамент образования Администрации г.Томска
- Томский музыкальный колледж им. Э. Денисова
- Губернский колледж социально-культурных технологий и инноваций
- Томский государственный университет
- Томский политехнический университет
- Томский государственный архитектурно-строительный университет
- Томский муниципальный русский народный оркестр